На главную
На главную На главную Написать письмо На главную Карта сайта
Градиент

ПОП-НАУКА

Необходима продуманная стратегия популяризации науки, предполагающая согласованные действия ученых и СМИ, а также противостояние ее вульгаризации и преподнесению от ее имени всевозможной эзотерики

Годы реформ, помимо всего прочего, отмечены в нашей науке большим количеством новообразований - появлением более 200 новых академий, трудно исчислимого количества независимых исследовательских центров и институтов, и т. п. Одним из новообразований стала и поп-наука, общее представление о которой можно получить в наших книжных магазинах, где собственно научные книги соседствуют с представленными в изобилии изданиями под названиями «Как научиться общаться», «Как заводить друзей», «Как преуспеть в бизнесе», «Как не позволить манипулировать собой», «Как читать человека как книгу»,«Не дай своим мозгам засохнуть», «Думай и богатей» и т. п., претендующими на перевод научного знания в форму доступных и полезных для массового читателярекомендаций. Поп-наука, презентированная подобными трудами, имеет лишь отдаленное сходство с научно-популярной литературой советского времени и представляет собой комплексное образование, объединяющее и отдельные элементы научного знания, и его практические приложения, и откровенную эзотерику, и многое другое.

Для того, чтобы выяснить отношение современных российских ученых к этому явлению, Институтом психологии РАН им были заданы два вопроса: «Знаком ли Вам такой феномен, как поп-наука?» и «Как Вы относитесь к ней?». При этом отвечавшим на первый вопрос предлагалось обозначить и свое понимание поп-науки.

 

Если судить по ответам респондентов, с поп-наукой знакомы лишь 31 % опрошенных, 66 % не знакомы с нею, 3 % затруднились ответить, видимо, не имея ясного представления о том, что именно к ней относить. Т. е. поп-наука, имея солидное представительство на прилавках наших книжных магазинов, пока не получила достаточной известности в нашей научной среде. По всей видимости, это свидетельствует о том, что и популяризация научного знания, и его перевод на язык практических рекомендаций для обывателя, и всевозможные виды эзотерики, заполняющее пространство между наукой и массовым сознанием, находятся за пределами интересов основной части нашего научного сообщества.

Большое количество - 71 % - затруднившихся выразить свое отношение к поп-науке является естественным следствием того факта, что большая часть опрошенных с нею не знакома. А среди давших ей оценку преобладают относящиеся к ней отрицательно, что, видимо, выражает естественную реакцию научного сообщества на то, что поп-наука сейчас не сводится лишь к популяризации научного знания, а в значительной мере «засорена» дилетантизмом и откровенной эзотерикой. В пользу такой интерпретации полученных данных говорит и тот факт, что большая часть опрошенных формулировала свое понимание поп-науки не только как «популярных, околонаучных изданий», «науки в доступном изложении», «изложения сложных вещей простым языком», «науки для телевидения и популярных журналов» и т. п., но и «примитивизации науки для толпы», «превращения науки в зрелище в худшем смысле этого слова», «профанации науки», «вульгаризированного до извращения толкования научных достижений», «доведения науки до уровня комиксов» и др.

Результаты опроса, помимо выявления отношения ученых к поп-науке, имеют и более значимый для современной российской науки смысл. С одной стороны, для улучшения ее положения в современной России необходимо изменение отношения к ней, а, значит, и популяризация ее достижений. С другой стороны, то, как эта популяризация осуществляется сейчас, вызывает большое недовольство научного сообщества, для чего, очевидно, имеются веские основания. Очевидно, необходима продуманная стратегия популяризации науки, предполагающая согласованные действия ученых и СМИ, а также противостояние ее вульгаризации и преподнесению от ее именивсевозможной эзотерики.

комментарий к статье можно прислать по адресу ipras-contakt@mail.ru

Дизайн и Система управляемых сайтов ©   МЦДИ «БИНЕК»